Страницы

1/12/2014

Интервью с Яни Хирвонненом (Uton)


Яни Хирвонен уже больше 10 лет играет импровизированную музыку под именем Uton, является владельцем лейбла Om Ha Sva Ha Ksha Ma La Va Ra Yam (попробуйте запомнить это название хотя бы с десятого раза), сотрудничает с огромным количеством музыкантов со всего мира, рисует галюциногенные картины и вообще ведет чрезвычайно активную творческую деятельность. Недавно сменивший место жительства с Франции на финскую Карелию, Яни согласился дать нашему блогу интервью, в котором рассказал о приготовлении звуковой каши, метафизике шума и гипотетической жизни на необитаемом острове.

Read in English


PiedPaper: Расскажи, как ты стал музыкантом? Первые впечатления, первые альбомы и концерты. Есть ли какая определенная цель у твоего творчества?

Когда мне было 15 или 16 лет, у меня появилась акустическая гитара, но я так и не научился на ней играть, потому что мне все время не хватало терпения. Нужно было знать так много правил, даже чтобы сыграть простейшую панк-песню! Вскоре после этого я узнал, что существует и другая музыка, впервые услышав финскую группу Liimanarina. Тогда я подумал, что даже я смогу играть музыку. После этого я стал интересоваться всякими «странными» группами и их музыка вдохновляла меня. Первые кассеты Kemialliset Ystävät были превосходны, комнатный шумный грохот... Также была отличная нойзкор-группа Yesmeansyes и т.д. - это было круто. Так что я просто взял свою гитару и вместо того, чтобы играть музыку, стал шуметь и извлекать из нее всяческие звуки. Это было очень увлекательно - создавать собственные правила. Это увлекательно до сих пор.

Поначалу я играл с друзьями разные примитивные импровизации, мы покупали в секонд-хенде различное оборудование: гитары и педальки к ним, однажды даже нашли четырехдорожечный магнитофон. Мир звука разрастался и сознание погружалось в звук все глубже. Сначала мы выпустили парочку кассет и треков на сборниках, потом был первый cd-r, где-то в районе 1997-1999 годов. Несколько лет спустя я стал играть как Uton, что и продолжаю делать до сих пор.

Первый концерт я сыграл с группой Mother Goose в Лахти. Они пригласили меня поиграть и на других концертах, в частности одним из них был саппорт для Дамо Судзуки, но я был слишком стеснительным, чтобы согласиться. Тем более, мне казалось что мой стиль игры не совсем вписывается в их песни, хотя они вроде и не прочь были импровизировать время от времени. Первый концерт Uton был совместно с другом, который играет как Clay Figure - мы играли в маленьком кафе в Турку. Но первый нормальный концерт я сыграл только в 2005 году на фестивале в Tampere вместе с другом по имени Яри (проект Kulkija) и это было восхитительно. после этого мы много раз играли вместе и даже пару раз съездили в тур за пределами Финляндии...

Цели в творчестве? Глубже почувствовать мистический пульс Вселенной, освобождая ум таким образом. Если мне удается трансформировать негативную энергию во что-то более возвышенное - тоже хорошо. Обычно это получается.

PiedPaper: Какие инструменты предпочитаешь, акустические или электронные? Как обычно проходит творческий процесс? Если это не секрет, конечно.

В настоящее время я чаще всего использую электронное оборудование. Я могу записывать какие-то акустические инструменты, но в итоге все равно обрабатываю из звучание. Мой процесс создания музыки постоянно меняется, но в целом он проходит так: я беру несколько сырых дорожек (электрогитара, например, или синтезатор с эффектами) и добавляю поверх них другие дорожки, например, полевые записи. Если этого недостаточно, я добавляю еще несколько слоев. В итоге так и происходит, что я постоянно добавляю что-то или убираю, слушая что получится. Бывает я много играю на чем-то, а бывает засиживаюсь за сведением дорожек. Это жуткая каша, которая постепенно принимает форму. Впрочем, для кого-то в итоге это все равно звучит как каша.

PiedPaper: Что тебе больше нравится - играть в студии или на сцене?

Работа в студии для меня прежде всего. Концерты могут быть интересными, но часто бывает так, что я сильно переживаю и нервничаю - это зависит от множества факторов. Как концерт организован, что за публика и так далее. А вообще, последнее время никто не зовет меня выступать, так что все равно.

PiedPaper: Когда ты играешь на сцене, а люди не слушают (болтают, ходят туда-сюда), что ты обычно делаешь?

Обычно мне хочется добавить громкости и дисторшна, чтобы никого не слышать. Однажды я так и сделал, но не уверен - то ли это только я перестал их слышать, то ли никто не мог услышать друг друга вообще. Если музыкант не слышит голосов из зала, это хорошо. Публика должна слушать


PiedPaper: Ты когда-нибудь думал о том, чтобы написать симфонию или что-то вроде этого?

Некоторые мои работы и есть симфонии в некотором роде. Нойз-симфонии. Все они сочинены абстрактно, без знания нот или музыкальной грамоты. Собственно, я ничего не знаю о музыкальной грамоте, поэтому мои симфонии всегда будут немузыкальными в общем значении термина музыка. Впрочем, было бы интересно, если бы кто-то адаптировал мою не-музыку так, чтобы ее исполнил оркестр.

PiedPaper: Как ты описываешь свое творчество тем людям, которые знают о музыке только из радио и телевизора?

Обычно я говорю, что это «экспериментальная» музыка. Если человек продолжает слушать, я могу объяснить подробнее - импровизация, абстракция, сюрреализм... Обычно дальше дело не заходит, потому что таким людям все равно не нравится моя музыка. Если же интерес есть, то лучше просто дать человеку что-то послушать.


PiedPaper: Что для тебя магия? Согласен ли ты с утверждением музыкант = маг? Я часто спрашиваю нечто подобное, потому что мне кажется в нашем мире не хватает магии, особенно после всех этих пострелигиозных и постмодернистских учений. Как ты думаешь, в мире все еще бывают случаи "божественного вмешательства", в наших домах и городах?

Музыкант или любой творческий человек является магом настолько, насколько отчетливо его работа дает нам видение некого другого впечатления. Отличие может быть ничтожным или огромным, все зависит от связи между аудиторией и произведением. Если сознание человека закрыто - ничего магического не может произойти. Но если сознание открыто, двери раскрыты, тогда все возможно. Люди использую слово «магия» в таком множестве значений, что обычно оно ничего не значит. Но если понимать магию в значении «божественного вмешательства», то это многое меняет. Мы живем в темную эпоху (dark age), слишком много плохой магии. Люди эгоистичны и духовно слепы. Требуется намного больше хорошей магии, магов и музыкантов, чтобы развеять это заклятье тьмы, эту иллюзию.

PiedPaper: Расскажи о самом впечатляющем опыте, который у тебя был в связи с музыкой?

Когда я увидел видео, в котором The Who уничтожают свои инструменты на сцене Monterey Pop Festival, это было впечатляюще! Если еще подумать на эту тему, то мне в голову не приходит ничего другого, как Nirvana, делающие то же самое. Или Sonic Youth, заканчивающие свое выступление бесконечным фидбеком и нойзом. И конечно же Джимми Хендрикс, сжигающий свою гитару. Впрочем, не менее впечатляющим опытом были концерты Acid Mothers Temple и Pharaoh Overlord. Концерты фри-джазового проекта Rolling Thunder и Keiji Haino на фестивале в Тампере - это было нечто.

Что касается моего музицирования, не могу припомнить конкретных случаев, но все эти годы случались весьма впечатляющие моменты. Иногда это были концерты с Яри. Мне нравятся моменты, когда музыка проходит сквозь тело и ум и продолжает кружится дальше, унося музыкантов за собой. Вот почему я так люблю атональные звуки - из-за их непосредственной связи с опытом, который выходит за рамки того, что мы переживаем повседневно. Это как вхождение в мир духов, в пространство за пределами нашего мира и представлений о нем.

PiedPaper: Назови три альбома, три книги и три фильма, которые бы ты взял на необитаемый остров.

Это очень сложно! Наверное, у меня должен быть какой-то проигрыватель или компьютер, а еще электричество, иначе музыка и фильмы не пригодятся. Если это настоящий необитаемый остров, то откуда там электричество? Даже если оно там есть, что будет если что-то сломается и его не станет? Я не смогу ничего починить! Но если все происходит в каком-то подобии Шоу Трумана, тогда создатели наверняка все сделают за меня. И наверняка они бы не дали мне сочинять свою музыку, даже если бы там был компьютер с любым аудио-редактором. Хорошо, я выберу по три каждого, раз уж такие условия шоу.

Я бы взял книгу о растениях и животных этого острова - зависит от того, что это за остров. Если бы там был только песок, я бы не стал брать такую книгу, это было бы слишком угнетающе и она была очень тонкой. Но, думаю создатели шоу не оставили бы меня одного посреди пустыни, поэтому предположим, что там все же есть растения и какие-то добрые животные. Второй я бы взял какую-нибудь из книг Курта Воннегута, а третьей - какой-нибудь сборник поэм. Не знаю, какой именно, я бы тщательно выбрал перед отправлением. Хотя, книга «Как выжить на необитаемом острове» тоже бы пригодилась.

Музыка... Я бы взял take Taj Mahal Travellers, Popol Vuh и Merzbow - не скажу какие именно альбомы (у меня еще есть время?), но эти проекты всегда вдохновляли меня в разных ситуациях. Фильмы: Stand By Me (фаворит детства), Dead Man и Papillon - еще один фильм из детства. Не знаю, правда, стал бы я их часто смотреть, но я смогу бы показать их кому-то, например, местным насекомым.


PiedPaper: Как ты относишься к психоделикам? Важны ли они для современной музыки, учитывая факт существования таких странных стилей как вичхаус, вапорвейв или сипанк? Что, на твой взгляд, может сильнее всего изменить сознание человека?

Ничего не знаю о этих стилях... Впервые слышу о «сипанке» - но мне сразу представляются дельфины с ирокезами. Как бы там ни было, не думаю, что психоделики важны вообще для кого-либо. Некоторые сходят с ума по этим делам, другие знают, что с этим можно сделать и используют в своих целях, что может дать неплохие результаты. Связь мира духов с нашей серой повседневностью. Творчество дает то же самое, но психоделики могут это сделать быстрее и мощнее. Впрочем, быстрая дорого всегда опаснее.

PiedPaper: Что ты думаешь о "составных" видах искусства - когда музыка, скульптура, видео и т.д. соединяются в некий объект. Это что-то новое или просто повторение прошлого? Ты когда-нибудь делал нечто подобное?

Это всегда что-то новое для кого-то, даже если это повторение старого для другого. Если я работаю над чем-то, это всегда смесь того, что уже было (как сделать) и чего-то неизвестного ранее - попробовать новый способ, даже если он был украден у кого-то еще. в смеси с собственным стилем это все равно станет чем-то новым. Результат это неожиданность. даже если я представляю себе какой-то результат в начале работы, в конце это все равно нечто другое. В какой-то мере это расстраивает, но зато всегда дает новые находки из области подсознательного, где возможности бесконечны. Мне нравится импровизировать во всем, не только во время игры, после многих лет это становится самым естественным путем создания чего-либо. Не знаю, ответил ли я на твой вопрос...

PiedPaper: Музыка и шум чем-то отличаются друг от друга? Например, как порядок и хаос? Какова роль музыканта в этом?

Я бы не стал их разделять. Если взять какую-то красивую музыку и посмотреть на нее «под микроскопом», то мы увидим, что каждая нота сделана из шума. Также, если мы достаточно долго будем слушать хаотичный шум, мы начнем замечать мелодии и другие музыкальные элементы, хотя конечно они и не будут такими же отчетливыми, как в поп-песне. Некоторым людям хорошо среди чистого звука и мелодий, другим надо уходить дальше. Музыкант вкладывает в музыку то, что он чувствует, поэтому даже сумасшедший нойз может резонировать с чьими-то чувствами и оказать ощутимый терапевтический эффект на слушателя. Музыка без шума не существует, потому что шум - это источник музыки, неисчерпаемая энергия. Но источник шума - нечто другое. Это может быть музыка, настолько тихая, что никто ее не может услышать. А если сможет, то исчезнет из этого мира...

PiedPaper: Ну и под конец, какие-нибудь рекомендации или советы слушателям?

Не хочу давать советы... Могу порекомендовать что-то, но это тоже не такая уж хорошая идея. У людей и так слишком много мнений и ссылок на что угодно, так что лучше оставим эту часть пустой. Я и так достаточно наговорил тут.

uton bandcamp
uton site


Комментариев нет:

Отправить комментарий

что вам думается по сему поводу, господа?